Клапауций (klapaucy) wrote,
Клапауций
klapaucy

Categories:

МТО-500/8 и Sony Альфа

   «ЗЛО» из предыдущего заголовка – не некое абстрактное Зло, а устоявшаяся фотоаббревиатура, зеркально-линзовый объектив. Объективы этой категории конструктивно ближе, скорее, к телескопам, чем к привычным объективам. Они имеют и свои преимущества, и свои недостатки. Преимущества – размеры и фокусное расстояние. Все зеркально-линзовые объективы – это сверхдлинное теле; область рекордов фокусного расстояния плотно занята именно ими. Недостатки… вот все остальные характеристики, пожалуй, можно записать в недостатки.

   Как верно сказал bal, применение таких объективов довольно специфично – астрофотография, охота на птичек… в общем-то и всё. Вот с прицелом на астро, я и взял себе такую «штучку».



   МТО-500 – пожалуй, первый серийный советский объектив такого класса. Судя по серийному номеру моего образца, выпущен он был в 1968 году. Потёртости на корпусе говорят о том, что дедушка много работал за свою жизнь, но состояние оптики, к счастью, отличное.



   Объектив достался мне в «фирменном» деревянном ящике, с почти полным набором принадлежностей (крышки, бленда и четыре светофильтра, один нейтральный и три цветных); любопытный кот в комплект поставки не входит. Цветные фильтры, по идее, в эпоху Фотошопа смысла особого не имеют, но всё же я был рад что они есть – цена на новые фильтры диаметра 77 миллиметров просто зашкаливает. Сверх штатного комплекта мне отдали еще немного «плюшек» - еще один оранжевый фильтр, переходное колечко М39-М42, советский телеконвертер х2 на резьбу М42 и даже старый отечественный штатив – деревянный! Всё это мне (пока) не нужно, но на халяву сладок и уксус…

   Объектив выполнен в худших лучших традициях советской военной машины – никакой дешёвки, никакого пластика, только обеднённый уран алюминий, латунь и стекло. За это приходится расплачиваться весом – полтора килограмма, это вам не нынешние малютки. К тому же, ожидаемо, просто так объектив к Соньке не прикрутить, его широкая тыльная часть упирается в «клюв» вспышки. Так что надо было чем-то «надстраивать». Вариантов, собственно, у меня было два – либо макроколечко, теряя при этом бесконечность, либо телеконвертер, удваивая при этом и без того немалое фокусное и уменьшая диафрагму.


   С первого варианта, в режиме «как-бы-макро» и я начал пробовать; подопытным объектом согласился быть домашний эхинокактус. Сразу обнаружился ещё один минус при съемке на малых (относительно, относительно!) расстояниях. Объектив тёмный, диафрагма всего 8, так что снимать приходится со вспышкой. Но диаметр «трубы» таков, что она затеняет встроенную вспышку даже на расстоянии в несколько метров. Так что можно работать только с внешней вспышкой.

   Первый же пристрелочный кадр получился безобразно тёмным. Тут я впал в некоторый ступор – как поднять яркость? Диафрагма фиксированная, выдержка при съёмках со вспышкой (упрощённо) значения не имеет… что делать? Можно поднять ISO, но нежелательно, Соня моя начинает заметно шуметь уже на ISO 400, а выше ещё хуже… В итоге настраивал кадр, вводя коррекцию мощности вспышки. Довольно непривычный способ, надо сказать :)))

   Итак, первый шаг, МТО-500 + одно тонкое макрокольцо 12 мм (все снимки здесь и далее выкладываю без обработки, дабы не нарушать чистоту эксперимента)



   Минимальная дистанция фокусировки у этого объектива – четыре метра. С кольцами она сокращается, разумеется; с тонким у меня получилось 290 см.

   Второй шаг, МТО-500 + все три макрокольца



   МДФ в таком наборе – 220 см. Глубина резкости при этом всего около полутора сантиметров. Ловить кадр тяжело, чуть сместился и привет.

   И последний вариант, набор для фриков, МТО-500 + три макрокольца + телеконвертер х2



   МДФ – 215 см. Увеличение при это составляет примерно 1:1,5, не каждый макрообъектив выдаст такое…



   Снимал я при этом с рук, что есть чистое баловство. Надо ставить на штатив, а то при такой ГРИП – вдох, рука чуть сместилась и всё, кадр уплыл. Ловить же резкость кольцом фокусировки… тут двояко. С одной стороны оно весьма удобно – большое, рифлёное, ход очень широкий, можно легко ловить миллиметры. С другой, я бы не отказался, если бы ход его был полегче. Оно туговато, а если учесть, что этой же рукой приходится и удерживать связку, то при вращении кадр неминуемо уходит. Плюсы реализуются только на штативе, когда аппарат стоит жёстко.

   Подводя итог. Надо сказать, я был приятно удивлён. Объектив по качеству картинки, разумеется, сильно уступает «нормальному» макрообъективу, но в целом вполне на уровне обычных «псевдо-макро» зумов. А иных – и получше будет! По отзывам в интернете я ожидал много худшего…

   Ну-с, переходим к дальнему полю. МТО-500 + телеконвертер х2, т.е. итоговые данные при этом 1000/16.

   Целился я в наш двор; вот он же, снятый обычным полтинником для понимания масштаба:



   Здесь уже без дураков, поставил на штатив (к штативу при этом крепится не фотоаппарат, а объектив, у которого для этого дела есть латунная пятка).

   Кадр номер один, спутниковая антенна на доме напротив, 100% кроп (ссылка на полноразмер):



   Расстояние, измеренное через Гугль Эрс :) – около 180 метров. Я так скажу, впечатлён.

   Кадр два, голубь, сидящий на балконном козырьке.



   Не ахти, мда. Возможно, я несколько промахнулся с фокусом – он прогуливался туда-сюда, сцобака такая. А потом и вовсе улетел, так что переснять не получилось. И больше птичек не было…
   Кстати, а что это за коричневая полоса, на фоне которой он гуляет? Оказалось, это ветка тополя, которая находится ПЕРЕД ним!



   Иных достойных объектов я не нашёл. Двор в это время был на удивление пустынный, ну а фотографировать стиранные подштанники на балконах я не захотел… Попытался пару раз поймать прохожих в кадр, толком не получилось - не успевал одновременно и вести кадр и ловить резкость. Нужна практика, полагаю. Ну, вот разве что машина, въезжающая во двор





   Итог. В целом - объектив вполне подходит для неторопливых, вдумчивых кадров с большого расстояния. Предметы, неспешные птички, шпионская работа :))) Автофокуса нет, а при том маленьком поле зрения поймать что-либо в движении очень трудно. Здесь может подойти засадная техника, т.е. заранее навестись на точку, где появится объект, и ждать. Можно снимать и макро. Штатив, конечно, обязателен.

   При этом суперрезультатов от него ожидать не стоит, резкость – явно не сильная сторона этого объектива. Как и цвет. Ну, как я и писал в начале, единственный плюс – увеличение. В обычной жизни такой объектив ни к чему, его надо использовать целенаправленно, не в расчете на удачный случай.

   Теперь осталось дождаться ясной ночи и повыть пострелять на Луну…
Tags: mto-500/8, про фото, старые вещи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments